Иногда кажется, что ребёнок словно нарочно проверяет границы. Кричит, перебивает, устраивает истерики, не слушается, дерётся или вдруг замыкается в себе. И в голове всплывает вопрос: «Что я делаю не так?» Или даже: «Что с ним не так?..»
Но вот что важно: поведение — это всегда язык. Особенно у детей. Они не могут сказать:
«Мама, у меня тревога»,
«Папа, я не понимаю, что от меня ждут»,
«Мне страшно, я устаю, я не справляюсь».
Они просто ведут себя. И за каждым «неправильным» действием почти всегда стоит что-то очень настоящее, живое и часто — совершенно не осознанное.
«Мама, у меня тревога»,
«Папа, я не понимаю, что от меня ждут»,
«Мне страшно, я устаю, я не справляюсь».
Они просто ведут себя. И за каждым «неправильным» действием почти всегда стоит что-то очень настоящее, живое и часто — совершенно не осознанное.
Что может стоять за "плохим поведением"?
1. Усталость
Даже если ребёнок спал 9 часов. Усталость может быть не только физической, но и эмоциональной. Новый коллектив, переезд, школа, напряжённый график — всё это влияет на ресурс.
Как это выглядит: капризы без повода, вспышки агрессии, внезапные «не хочу!» на всё подряд.
2. Перегрузка стимуляцией
Громкие звуки, экраны, бесконечная смена впечатлений. У детей с повышенной чувствительностью нервной системы (в том числе с СДВГ, сенсорными особенностями) это вызывает раздражительность и протест.
3. Борьба за контакт
Когда ребёнок чувствует нехватку внимания, он сделает всё, чтобы его получить. Даже если это «негативное внимание».
Как это выглядит: перебивает, провоцирует, делает назло — не потому что хочет вас разозлить, а потому что хочет быть замеченным.
4. Отсутствие границ
Парадоксально, но дети чувствуют себя спокойнее, когда границы понятны и последовательны. Когда сегодня «можно всё», а завтра — «нельзя ничего», они теряются и начинают вести себя неуправляемо.
5. Невысказанные чувства
Гнев, ревность, обида, страх — у ребёнка ещё нет навыка спокойно выразить их словами. Он действует. Часто — через крик, упрямство, разрушение.
Даже если ребёнок спал 9 часов. Усталость может быть не только физической, но и эмоциональной. Новый коллектив, переезд, школа, напряжённый график — всё это влияет на ресурс.
Как это выглядит: капризы без повода, вспышки агрессии, внезапные «не хочу!» на всё подряд.
2. Перегрузка стимуляцией
Громкие звуки, экраны, бесконечная смена впечатлений. У детей с повышенной чувствительностью нервной системы (в том числе с СДВГ, сенсорными особенностями) это вызывает раздражительность и протест.
3. Борьба за контакт
Когда ребёнок чувствует нехватку внимания, он сделает всё, чтобы его получить. Даже если это «негативное внимание».
Как это выглядит: перебивает, провоцирует, делает назло — не потому что хочет вас разозлить, а потому что хочет быть замеченным.
4. Отсутствие границ
Парадоксально, но дети чувствуют себя спокойнее, когда границы понятны и последовательны. Когда сегодня «можно всё», а завтра — «нельзя ничего», они теряются и начинают вести себя неуправляемо.
5. Невысказанные чувства
Гнев, ревность, обида, страх — у ребёнка ещё нет навыка спокойно выразить их словами. Он действует. Часто — через крик, упрямство, разрушение.
Как понять, что происходит на самом деле?
1. Спросите себя не "что с ним", а "что с ним происходит?"
Что изменилось в жизни ребёнка? Что он мог почувствовать? Где ему может быть сложно?
2. Наблюдайте не только за моментом вспышки, но и за тем, что было до и после.
Иногда поведение — это не проблема, а сигнал о другой проблеме.
3. Не обесценивайте чувства.
Фраза «перестань, это ерунда» не помогает — она только усиливает внутренний хаос. Гораздо эффективнее: «Ты злишься? Я вижу. Давай попробуем вместе понять, что с тобой».
Что изменилось в жизни ребёнка? Что он мог почувствовать? Где ему может быть сложно?
2. Наблюдайте не только за моментом вспышки, но и за тем, что было до и после.
Иногда поведение — это не проблема, а сигнал о другой проблеме.
3. Не обесценивайте чувства.
Фраза «перестань, это ерунда» не помогает — она только усиливает внутренний хаос. Гораздо эффективнее: «Ты злишься? Я вижу. Давай попробуем вместе понять, что с тобой».
Когда стоит обратиться к специалисту
- Если трудное поведение стало постоянным, вы не понимаете его причины.
- Если вы чувствуете, что не справляетесь, всё чаще срываетесь.
- Если ребёнок сам страдает от того, что с ним происходит (закрывается, теряет друзей, отказывается от занятий).
Важно знать: вы не одни.
Родительство — это сложная работа, и просить о помощи в ней — не слабость, а сила. В нашем Центре мы помогаем родителям научиться «читать» поведение своих детей, понимать, как работает их нервная система, и находить инструменты, которые действительно работают.
- Если вы чувствуете, что не справляетесь, всё чаще срываетесь.
- Если ребёнок сам страдает от того, что с ним происходит (закрывается, теряет друзей, отказывается от занятий).
Важно знать: вы не одни.
Родительство — это сложная работа, и просить о помощи в ней — не слабость, а сила. В нашем Центре мы помогаем родителям научиться «читать» поведение своих детей, понимать, как работает их нервная система, и находить инструменты, которые действительно работают.
Что делать уже сейчас?
- Сделайте паузу. Иногда лучшее, что можно дать ребёнку — это своё спокойствие.
- Переходите от обвинений к интересу: «Что он хочет мне показать этим поведением?»
- Не оставайтесь наедине с растерянностью. Приходите на консультацию или в родительскую группу. Внимательный разговор часто меняет всё.
- Переходите от обвинений к интересу: «Что он хочет мне показать этим поведением?»
- Не оставайтесь наедине с растерянностью. Приходите на консультацию или в родительскую группу. Внимательный разговор часто меняет всё.
Плохого поведения не существует. Есть поведение, за которым стоит нужда, с которой ребёнок пока не может справиться сам.
И вы можете стать для него тем взрослым, который поймёт и поможет — не в одиночку, а вместе со специалистами.
И вы можете стать для него тем взрослым, который поймёт и поможет — не в одиночку, а вместе со специалистами.